Чем отличается авария от ДТП

Содержание статьи

Чем отличается авария от ДТП

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Содержание публикации:

  • ДТП. Определение понятия
  • Учет ДТП Росстатом
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в ОДМ 218.6.015-2015
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
  • Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП
  • Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”)

Тождественное определение понятия “дорожно-транспортное происшествие” содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 “Об утверждении методологических положений по статистике транспорта” ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший – лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый – лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 “Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации”, утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП – происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также “иной вид ДТП“. Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью “Бесконтактное ДТП. Судебная практика”

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли “пострадавший” автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что “из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие” (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, “дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Читайте также:  Как избежать наказания за оставление места ДТП

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” под термином “дорога” понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что “поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия – страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования”.

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

“4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость – расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, – фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)”.

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос” (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

Чем отличается авария от дтп

Whatsapp Viber icon

Если произошла авария, то водителю необходимо выполнить следующие действия.

  • Включить аварийный сигнал.
  • Поставить знак (он должен быть в багажнике арендованного авто).
  • Вызвать сотрудников ГИБДД.
  • Позвонить оператору каршеринга.

Выявление факторов, значимо влияющих на риск дорожно-транспортного происшествия при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины аварий. Анализу и выявлению подобных причин и посвящен данный пример.

Возмещение ущерба в порядке регресса при дтп судебная

Если в результате столкновения двух автомобилей нет никаких царапин, сколов, вмятин, если нет ущерба для пассажиров и водителей, то это не может быть квалифицированно, как ДТП.

По статистике ГИБДД, в период с января по июнь 2016 года в России произошло 72889 дорожно-транспортных аварий, которые унесли жизни свыше 8 тысяч человек.

Все эти процедуры можно ускорить. Ведь когда попал в мелкое ДТП и автомобилисты не имеют существенных претензий, можно оплатить мелкий ремонт и обойтись без вызова ГИБДД. Однако, юристы не рекомендуют этого делать, потому как уже завтра к вам может явиться пострадавший в аварии, показать видео с регистратора и вновь вымогать деньги.

Под опасным природным явлением понимается стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Первым шагом будет проведение описательных исследований с целью выяснения влияния различных факторов на количество ДТП. Описание основных переменных дано тут же.

Практика сокращения объема выборки часто используется при работе с масштабными источниками — при наличии качественного генератора случайных чисел это не скажется на значимости результата, но приведет к экономии времени.

Авария-более распространенное и всеобъемлиющее название (бывают же аварии и на производствах, на строительстве и т. д. ) А ДТП-сразу понятно, где именно произошла авария, т. е. на дороге.

Водитель не справился с управлением и совершил наезд на человека, косящего траву в полосе отвода дороги. ДТП квалифицируется как прочие происшествия, поскольку пострадавший не являлся участником дорожного движения.

Разница между аварией и катастрофой

Это вид дорожного происшествия, при котором транспортные средства столкнулись между собой в процессе движения.

Существуют случаи, когда даже при наличии полиса ОСАГО страховщику приходится сталкиваться с растратами. Чаще всего впоследствии счета выставляются клиенту, так как он должен нести полную ответственность за свое поведение на дороге. Проще избежать аварию, чем потом разбираться с ее «результатами».

В случае, если водитель был пьян, он самостоятельно должен выплатить весь ущерб. При этом с его счета дополнительно снимается штраф в размере 50 000 руб.

Пример регресса в ОСАГО: виновник аварии не передал вовремя заполненное извещение о ДТП. СК выплатит возмещение ущерба потерпевшему, но эта сумма будет взыскана с причинителя вреда.

Что делать, если попал в аварию на каршеринге

Например, если автомобиль превысил критическую скорость на повороте и опрокинулся, то это ДТП квалифицируется как опрокидывание; если же автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и был вынужден изменить направление движения и поэтому опрокинулся, то это ДТП квалифицируется не как опрокидывание, а как столкновение.

Последние являются наиболее часто встречающимися. Тем не менее, согласно отчетам ГИБДД статистика смертей на дорогах в целом по России не утешительная — в год погибает 25-27 тысяч человек, а прямой материальный ущерб достигает огромных сумм в триллионы рублей.

Ответственность водителя зависит от ситуации, при которой случилось ДТП, а также от оператора, с которым был заключен договор. Если авария не была оформлена по всем правилам, то полную сумму ущерба компания может потребовать с клиента.

Последние являются наиболее часто встречающимися. Тем не менее, согласно отчетам ГИБДД статистика смертей на дорогах в целом по России не утешительная — в год погибает 25-27 тысяч человек, а прямой материальный ущерб достигает огромных сумм в триллионы рублей.

Стоимость проката авто с полисом расширенного КАСКО выше (у многих опреаторов есть такие тарифы), чем только с обязательной страховкой. Однако, при ДТП водитель заплатит только в пределах установленной суммы.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Существует несколько видов столкновений:

  1. Касательное, при котором один движущийся автомобиль задел другой движущийся автомобиль по ходу движения.
    Такие случаи бывают при нарушении правил перестроения и опережения;
  2. Боковое столкновение, когда одно ТС сталкивается с другим в боковую часть.
    Часть происходят при неправильном проезде перекрестка, непредоставлении приоритета для транспорта, движущегося по главной дороге, а также при проезде на запрещающий сигнал светофора;
  3. Лобовое столкновение, одно из наиболее опасных ДТП, в которых очень часто гибнут люди.
    Они происходят при нарушении правил обгона, а также при столкновении с неподвижными объектами и составами;
  4. Заднее столкновение.
    Зачастую происходящее по причине несоблюдения безопасного расстояния (дистанции) и при резком торможении впереди идущего автомобиля, водитель ТС не успевает затормозить.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование.

Под дорожно-транспортным происшествием понимают происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

Скорость движения также имеет особое отношение к ДТП — почти все они так или иначе связаны со скоростью. В одних случаях она является основной причиной, в других — она не позволяет избежать аварии, вызванной другими причинами, в-третьих случаях она усугубляет последствия. Широко распространено ошибочное убеждение, что, чем ниже скорость, тем ниже аварийность. Очень распространенная причина ДТП — наезд на пешехода. К сожалению, во многих случаях виноваты сами пешеходы, поскольку они, как правило, плохо разбираются в правилах дорожного движения. Однако, согласно тем же ПДД, водитель всегда обязан соблюдать бдительность на дороге, вне зависимости от того, где в данный момент находится: на оживленной городской улице, или на безлюдном шоссе.

Этот процесс должен происходить в судебном порядке, поэтому он требует вмешательства юриста. Если правильно проанализировать позицию истца и благодаря этому найти несоответствия в правовой конструкции, то регресса можно избежать.

Если проигнорировать эти требования у страховщика появляется право на регресс (именно к лицу, по чьей вине ущерб был получен).

Анализ факторов, влияющих на число пострадавших при ДТП

Бывает такое, что водители даже не замечают, как происходит столкновение (авария). Едет никому не мешает и вдруг ощущает удар, жмет в тормоз, и выйдя из машины, обнаруживает печальную картину: поцарапанный бампер, разбитую фару, помятую крышку багажника. Так в большинстве случаев и бывает. И ничего Вы сделать не смогли, ведь Вас «поцеловали в зад».

Интерес представляет не только поиск зависимости между обстоятельствами дорожного происшествия, но и их статистика. В качестве зависимого фактора для проведения такого анализа будет использоваться само количество ДТП.

Включить аварийный сигнал. Поставить знак (он должен быть в багажнике арендованного авто). Вызвать сотрудников ГИБДД.

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Чаще всего автомобили сталкиваются при совершении различных маневров и ряде следующих причин: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков (особенно кольцевых), при опережении с перемещением в крайний левый ряд, при перестроении и так далее.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Аварией называют чрезвычайное происшествие, сопровождающееся разрушением сооружений и зданий, а также повреждениями транспортных средств и порчей различного оборудования. Аварии причиняют крупный ущерб, разрушая материальные ценности и повреждая линии коммуникаций, приводя к необходимости немедленно устранить последствия происшествия с целью предотвращения дальнейших разрушений.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Как поступать, если нет денег?

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой эпизод, возникший в процессе движения на дорожном полотне с участием транспортного средства, при котором участники получили физический вред в виде ранения или смерти, а также материальный вред в виде порчи автотранспорта.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте возглавляет и координирует ГИБДД. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организа­циями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Читайте также:  Является ли ДТП столкновение во дворе

Если у авто серьёзные повреждения

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Чтобы избежать всех этих ДТП, необходимо использовать весь тот багаж знаний, которые были получены во время обучения в автошколе. Часто же водители демонстративно нарушают ПДД, пользуясь тем, что в данный момент за их поведением не наблюдают сотрудники ГИБДД.

Разница между аварией и катастрофой

Человеческое существование вынужденно пересекается с множеством опасностей, которые угрожают жизни и здоровью. Если их не удалось избежать, говорят о таких чрезвычайных происшествиях, как аварии и катастрофы. При этом во многих СМИ понятия отождествляются и обозначают одни и те же инциденты. В действительности разница между авариями и катастрофами весьма существенна. Есть отличия и по превентивным действиям, которые призваны защитить человека и спасти его от наступления негативных последствий.

Авария – чрезвычайное происшествие, которое сопровождается разрушением зданий и сооружений, порчей оборудования, повреждением транспортных средств и создаёт условия для причинения крупного ущерба. В результате аварии могут быть повреждены линии электропередач, дороги, разрушены материальные ценности. Последствия нуждаются в немедленном устранении для предотвращения масштабных негативных последствий.

Катастрофа – масштабное происшествие, произошедшее в силу природных или техногенных факторов и повлекшее наступление крайне неблагоприятных последствий. Это может быть гибель большого количества людей, экологическое бедствие, разрушение большого количества зданий и сооружений. При этом последствия катастрофы не могут быть устранены незамедлительно, что связано с большим масштабом чрезвычайной ситуации.

Сравнение

Таким образом, главное отличие между авариями и катастрофами – это масштаб чрезвычайных происшествий. Риск их наступления имеется во всех уголках земного шара. При аварии разрушения относительно невелики, а человеческих жертв либо мало, либо нет совсем. Если речь идёт о катастрофе, то её последствия куда ощутимее. К примеру, авария на Чернобыльской АЭС в скором времени переросла в катастрофу: распространение радиоактивных веществ вынудило людей покинуть целые города.

Есть и определённые особенности употребления данных категорий для обозначения чрезвычайных происшествий. Авариями называют ДТП, внештатные ситуации на производстве, выход из строя оборудования. Они могут обладать самым разным масштабом: московский блэкаут образца 2005 года привёл к отключению электроэнергии на огромных территориях, однако жертв удалось избежать. В то же время, сход поезда с рельсов в Испании 24 июля 2013 года, несмотря на локализацию, сразу был назван катастрофой из-за большого количества жертв.

Авария. ДТП

Аварии могут сопровождаться выбросом радиоактивных и химически опасных веществ, сбоями в обеспечении электро- и теплоснабжения. Запоздалое реагирование на опасность всегда приводит к катастрофе. Именно так произошло в индийском городе Бхопал в 1984-м году. Несвоевременное устранение последствий разлива метилизоцианата, отсутствие информации привело к массовым человеческим жертвам и экологическому бедствию.

Виды ДТП и способы их предотвращения на дорогах

Отправляясь в дорогу, каждый водитель рискует попасть в ДТП. Способствовать ему могут дорожные условия, возникшие неисправности в машине, поведение прочих участников движения. Виды ДТП, разнообразны.

Не секрет, что аварию могут спровоцировать злоумышленники, стремящиеся выманить деньги у доверчивого автомобилиста. Поэтому полезно знать, что такое ДТП? Механизм ДТП включает в себя несколько составляющих. Главными из них являются количество пострадавших, вид и степень причиненного ущерба.

Кроме того следует определить основного виновника в происшествии. Данный материал предоставит ценную информацию для автолюбителей. Отдельную выгоду извлекут из предложенного текста люди, которые только планируют сесть за руль.

Определение понятия «ДТП»

По нормативным предписаниям ДТП это событие, возникшее при движении автомобиля, вследствие которого пострадали люди, другой транспорт, а также имущество (груз, дорожные конструкции, деревья, недвижимость).

Определение ДТП в правилах дорожного движения в пункте 1.2. Кроме того, трактовка понятия дорожного происшествия содержится в ФЗ «О безопасности дорожного движения», прочих подзаконных актах.

Если же говорить о норме в ПДД, можно выделить следующие признаки ДТП:

  • инцидент произошел во время движения;
  • в ходе него есть пострадавшие;
  • в результате ДТП причинен вред имуществу, здоровью людей.

Ключевым моментом является то, что происшествие неразрывно связано с движущимся транспортным средством, включая его остановку на короткое время (не более 5 минут). Если ущерб будет нанесен стоящей машине (падение дерева, поджог, проявление хулиганских действий), такие действия считаться ДТП не будут. Такого мнения придерживается не только законодательство, но и судебная практика.

У многих возникает вопрос, чем отличается авария от ДТП. Есть два варианта ответа. При аварии не наступило ущерба. Например, две машины столкнулись, практически не повредив друг друга (мелкие царапины не в счет). С позиции же законодательства аварией считается чрезвычайное событие, случившееся на промышленном объекте.

Что относится к аварии на дороге

У ДТП классификация существует своя. Она зависит от типа повреждения транспортного средства, состава участников события, дорожной обстановки. Дальше мы более детально разберемся, что считается ДТП.

Например, к таковым можно отнести наезд на препятствие. В качестве преграды можно отнести фонарный столб, опору моста или забор вокруг дома, предприятия.

Что не считается ДТП

Теория и практика говорят о том, что дорожное происшествие нельзя рассматривать как таковое, если неприятность случилась с автомобилем во время его стоянки (более 5 минут). Исключение составляют ситуации, когда с ним столкнулся другой транспорт.

Падение на машину дерева, снега с крыши, элементов фасада здания под понятие «ДТП» не подпадает. Не будут считаться ДТП хулиганские действия в отношении стоящей машины.

Например, злоумышленник наносит царапины, разбивает лобовое стекло, делает на автомобиле различные надписи. Тогда указанные действия рассматриваются правоохранителями в ином порядке.

Все описанные случаи причинения автомобиля ущерба в финансовом плане может покрыть страховка КАСКО. При этом в соглашении со страховой компанией следует оговорить процедуру получения страховки.

Классификация участников ДТП

Текущий год только наступил. Однако статистика ДТП за 2020 год в России говорит о том, что зафиксировано на данный момент порядка 130 тысяч дорожных аварий. Они произошли как по вине водителей, так и вследствие действий пешеходов. Кроме того, способствует ДТП плохое качество дорог.

Водители, пешеходы – не исчерпывающий круг участников происшествий. Часто дорожные аварии происходят с участием велосипедистов, людей, управляющих мотоциклами, мопедами. Причем, та же статистика говорит о том, что мотоциклисты больше причастны к происшествиям, чем сидящие за рулем обычного транспорта.

Еще в круг участников ДТП с полным правом можно отнести детей. Они мало знакомы с правилами дорожного движения и переходят дорогу в неположенных местах по пути в школу или домой. Поэтому с детьми регулярно проводятся профилактические беседы с участием сотрудников ГИБДД.

Как для многих не покажется странным, в качестве субъекта происшествия могут выступать животные. Например, если сбить на проезжей части домашнюю собаку, это тоже рассматривается как ДТП.

Иногда водители не видят, что животное попадает под колеса, и едут дальше. В таком случае уже появляется судебная практика, которая подтверждает правомерность привлечения сидевшего за рулем к ответственности за оставление места ДТП.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть разными. Основная из них – это нарушение норм правил дорожного движения в части соблюдения, скоростного режима, обгона, проезда перекрестка или светофора.

Сказанное касается и игнорирования дорожных знаков. Кроме того, к значительной части ДТП причастны нетрезвые водители.

Вина водителя также очевидна при несоблюдении режима пересечения железнодорожных переездов. В этом случае крупный денежный штраф сопровождается лишением права управления автомобилем.

Если говорить о ДТП, причины их возникновения могут зависеть от водителя в меньшей степени. Под этим подразумеваются погодные условия или неудовлетворительное состояние дорожного покрытия.

Инциденту также могут способствовать поломка автомобиля (например, отказ тормозов) или резкое ухудшение самочувствия сидящего за рулем (обморок, сердечный приступ).

К ДТП могут быть причастны пешеходы, переходящие проезжую часть в неположенном для этого месте. Некоторые личности сознательно бросаются под колеса двигающегося автомобиля, пытаясь таким способом свести счеты с жизнью.

Виды ДТП

В правовом поле имеется градация, по которой распределены виды ДТП на автомобильном транспорте. Определение типа аварии влияет на процесс оформления материалов по ней. Разберемся более подробно с тем, какими же бывают ДТП.

Столкновение

Под ним подразумевается физический контакт автомобиля в процессе движения с другими перемещающимися транспортными средствами. В столкновении может быть задействовано сразу несколько машин, что часто происходит на скользкой дороги.

Столкновение имеет место при контакте автомобиля с поездом. Происходит это в случае нарушения правил пересечения железнодорожного переезда.

Опрокидывание

Это переворот движущейся машины на бок или на крышу. Опрокидывание часто происходит в случае резкого поворота или тогда, когда водитель по разным причинам теряет контроль над управлением транспортом.

Автомобиль может перевернуться в том случае, когда в него на большой скорости въезжает другая машина. Чаще всего это происходит при боковом столкновении. В результате машину может выбросить на встречную полосу или даже тротуар. Нередко это оборачивается травмами для людей.

Наезд на стоящее транспортное средство

Это столкновение с припаркованным автомобилем, включая и прицеп к нему. При этом не имеет значения, где остановилась пострадавшая машина.

Часто данный тип ДТП случается на стоянках открытого типа. Например, въезжающий или выезжающий автомобиль сталкивается с транспортом других владельцев.

Наезд на препятствие

Такое ДТП представляет собой столкновение машины со стационарным объектом. Примером является светофор, закрепленный на дороге рекламный щит, фонарный столб.

При этом неважно, наехал ли водитель на объект или столкнулся с ним. В любом случае авария станет поводом для оформления требуемых материалов.

Наезд на пешехода

Это случай, когда автомобиль сбивает человека на переходе, другом участке дороги. Сказанное касается и ситуаций, когда сам пешеход своими действиями стремится попасть под колеса.

Если гражданин был травмирован упавшим с машины грузом, это также квалифицируется как наезд. Степень нанесенных лицу телесных повреждений в такой ситуации значения не имеет.

Наезд на велосипедиста

Ситуация во многом напоминает предыдущую. Разница только в том, что пострадавшим будет лицо, сидевшее на велосипеде.

Велосипедист может сам спровоцировать контакт с автомобилем. Такие действия также квалифицируются, как наезд.

Наезд на гужевой транспорт

Это столкновение с повозками, телегами, прочими средствами передвижения, управляемых с помощью животных. Вероятность ДТП повышается в пределах сельской местности. Даже если такой транспорт сам столкнулся с автомобилем, это также будет считаться наездом.

Как мы уже отмечали, машина может сбить на дороге животное. Это тоже ДТП рассматриваемого нами вида.

Падение пассажира

Человек может упасть с движущегося транспорта. В качестве примера можно привести выпадение лица из кузова открытого фургона или из двери маршрутного автобуса.

Это происходит часто при изменении траектории передвижения. Если человек совершил падение из стоящего автомобиля, данный случай не рассматривается как дорожно-транспортное происшествие.

Тройное ДТП

Это ситуация, когда столкнулись несколько автомобилей. То же самое касается случаев, когда пострадало несколько пешеходов. При таком типе происшествия особое внимание уделяется порядку возмещения причиненного ущерба всем сторонам.

Читайте также:  Что делать после ДТП пострадавшему ОСАГО

В процесс вовлекаются сразу несколько страховых компаний, решающие вопрос с выплатами по ОСАГО. Не исключены и судебные разбирательства между участниками происшествия, пострадавшими в части получения денежных компенсаций.

Бесконтактное ДТП

В рамках дорожного движения существует ряд ситуаций, когда дорожно-транспортное происшествие считается таковым без физического соприкосновения с автомобилем, пешеходом. Однако при этом машине потерпевшей стороны все равно наносится определенный урон.

Вот несколько примеров. Второй автомобиль «подрезает» участника аварии или выезжает на встречную полосу. В такой ситуации пострадавшей стороне ничего не остается делать, как совершить маневр для предотвращения аварийной ситуации. Он может привести к тому, что машина врезается в дерево, забор дома.

Падение груза на автомобиль с машины, следующей впереди, также относится к данному типу аварий. Кстати если впереди идущий транспорт зацепил дерево, дорожный знак, иной объект, что привело к его падению на другие машины – это тоже бесконтактное ДТП.

Отличительной чертой данного вида происшествий является то, что к ответственности привлекается водитель, спровоцировавший ДТП.

Иной вид ДТП

Многие водители не соблюдают правила проезда перекрестков. В результате часто случается ДТП при повороте налево. В рамках него происходит столкновение с транспортом, едущим в другом направлении.

Когда составляются документы по данному событию, важно правильно составить схему по ДТП. Она поможет определить виновника дорожного инцидента.

Порядок действий при аварии

Его общая схема описана в ПДД. Участники ДТП должны остановить свои транспортные средства и ждать приезда органов полиции (если речь не идет о европротоколе). При наличии пострадавших им до прибытия медиков оказывается первая необходимая помощь.

Правила также предписывают выставление знака аварийной остановки. Он должен находиться в багажнике каждого автомобиля. Знак должен быть расположен на проезжей части на видном для других водителей месте. Убрать его можно при окончании оформления всех материалов по ДТП.

Человек должен четко знать, что нужно делать при ДТП. От соблюдения всех процедур зависит эффективное отстаивание своих прав в будущем. В первую очередь следует проследить за тем, чтобы правильно составлялись административный протокол, схема аварии.

Не следует сразу же уезжать с места происшествия. К штрафу за это добавится судебное решение о лишении водительских прав. Следует остаться и зафиксировать состояние автомобиля на камеру мобильного телефона. А также полезно собрать контактные данные об очевидцах. Их свидетельства помогут при административном разбирательстве или уголовном деле.

Ответственность виновника

Она может быть трех типов. Административная ответственность в зависимости от сложности аварии и наступивших последствий может заключаться в штрафе, изъятии водительского удостоверения. Например, штраф может быть назначен за ДТП при движении задним ходом.

Если следствием ДТП стали тяжкие телесные повреждения у пострадавшего или летальный исход, возбуждается уголовное дело. Наказание ужесточается в том случае, когда виновник был пьян, или авария повлекла за собой смерть двух и более человек.

Административные, уголовные санкции не освобождают виновника от компенсации всего нанесенного ущерба. Он может быть материальным, моральным. Часть платежей во многих случаях берет на себя страховая компания, но она и может выдвинуть регрессные требования к виновнику ДТП.

Причины ДТП и отговорки – негласные правила на дороге

Основными предпосылками для аварий является поведение водителей, пешеходов. Не последнюю роль играет дорожное покрытие. Чтобы свести риск дорожного происшествия к минимуму, можно взять на вооружение несколько советов.

Следует следить за изменениями, которые вносятся в ПДД. Ведь некоторые поправки прямо влияют на механизм передвижения в городе и за его пределами. Со временем вводятся новые дорожные знаки.

Регулярно необходимо проводить технический осмотр своего автомобиля. Его неисправности, которые могут стать причиной ДТП, можно предотвратить заранее. Это касается тормозов, рулевого управления.

Важно заранее планировать свой маршрут, ознакомившись при этом с прогнозом погоды. Предстоящие снег или дождь должны только усилить внимание водителя на дороге.

Однако не все зависит только самого водителя, поэтому ДТП становится следствием поведения других автовладельцев и пешеходов. Есть несколько негласных законов, которых придерживаются автовладельцы. Миганием различных фар предоставляется приоритет в движении друг другу, дается в разрешение для обгона.

В случае ДТП применяются разные оговорки. Первая из них заключается в неисправности светофора. Этот факт нужно зафиксировать видеорегистратором или камерой смартфона.

Водитель может утверждать, что он не видел дорожного знака вследствие темного времени суток или тумана. В ряде случаев можно настаивать на том, что указатель был установлен не по правилам.

Рекомендации автовладельцам

Несмотря на то, что в России правовое поле постоянно меняется в сторону усиления ответственности водителей, количество ДТП с годами не уменьшается. Множество аварий возникает из-за людей, принявших алкоголь.

Чтобы уменьшить для себя риск попадания в ДТП, необходимо следовать букве правил дорожного движения. Кроме того, рекомендуется поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

Если же происшествие все же произошло, в первую очередь не следует паниковать. Нужно оставаться на месте события и принимать четкие, взвешенные действия. Стоит также уравновешено вести себя с противоположной стороной. Таким способом будет проще впоследствии отстоять собственные права.

Поэтому, подводя итог можно сказать, что в некоторых случаях ДТП получается предупредить или свести его риск к минимуму.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Самые частые ДТП в России

Каждый день на дорогах страны происходит 460 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 50 человек.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 168 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 18 тысяч человек. Еще 215 тысяч человек получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор дорожной аварийности за 2020 год, Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 1,7 МБ

Каждая десятая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибло 4645 человек — это четверть всех смертей на дорогах.

12,5% аварий заканчиваются тем, что один из участников ДТП уезжает с места происшествия, 40% из них так и не найдут. Еще 1,5% автовладельцев бросают машину и сбегают сами — но таких находят почти всегда.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 414 погибших. На втором месте Ингушетия: 291 погибший. На третьем — Кабардино-Балкария: 270. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 36 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике страховщиков, примерно треть водителей оформляют такие ДТП по европротоколу. В 2017 году без вызова автоинспекторов обошлись примерно 500 тысяч водителей.

Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит около 750 тысяч ДТП без пострадавших. Из них 250 тысяч оформляется по европротоколу.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается треть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от двух до десяти лет.

Четыре из пяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают Солярисы и Киа Рио: по каждой из марок 27% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 25% владельцев застрахованных автомобилей обращались к страховщикам. На третьем месте Форды Фокусы: 19%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — когда машина переворачивается, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 428 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Больше половины — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получают травмы и гибнут здесь в три раза чаще, чем на городских улицах. Самые опасные ДТП — на высокоскоростных федеральных трассах: каждая вторая смерть в автоавариях случается за городом.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Новосибирская область: в прошлом году 20% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место делят между собой Москва и Московская область: пострадали 17% авто. На третьем месте Краснодарский край: 15%. Самые аварийные места в стране — на перекрестках Новосибирска.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе: в прошлом году в этом месяце случилось 17 тысяч ДТП с пострадавшими. Для сравнения, в феврале — почти в два раза меньше. Самый аварийный день недели — суббота. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Август, субботний вечер, Новосибирск. Среднестатистический 39-летний россиянин Александр едет по городу на своем Солярисе. Он не первый год за рулем — стаж вождения 7 лет. Но, проезжая очередной перекресток, Александр не замечает знака «Уступи дорогу» и врезается в Киа Рио. Пострадавших нет, а повреждения у машин несерьезные: у Соляриса разбита фара и бампер, у Рио погнулось крыло. Александр и владелец пострадавшего автомобиля оформляют аварию по европротоколу и разъезжаются. Занавес.

Оцените статью
Добавить комментарий