Временная лицензия может выдаваться на срок

Временная лицензия может выдаваться на срок

12. Лицензирование страховщиков

Страховщики имеют право осуществлять страхование только при наличии лицензий, полученных в установленном порядке.

Росстрахнадзор выдает лицензии на такие виды страховой деятельности, как осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». А лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, Росстрахнадзор производит в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251. (Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций подробно рассмотрены в лекции «Обязательное медицинское страхование».)

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» состоит в следующем. Лицензия может быть выдана без ограничения срока ее действия или на определенный срок (временная лицензия).

Временная лицензия может выдаваться на срок:

1) указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года;

2) от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Выдача лицензий осуществляется Росстрахнадзором на основании заявления и документов, поданных соискателем лицензии в Росстрахнадзор. Соискатель лицензии несет ответственность за достоверность информации, указанной в этих документах. Росстрахнадзор имеет право проверить полученную информацию, направив в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах ихкомпетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ.

При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в данной статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Затем в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых документов, Росстрахнадзор обязан принять решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии с обоснованием причин отказа.

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 91 . Лицензирование образовательной деятельности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 91 настоящего Федерального закона

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ образовательная деятельность на территории инновационного центра “Сколково” осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности и без получения государственной аккредитации образовательной деятельности

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 28 июня 2019 г. – Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 140-ФЗ

3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при лицензировании образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует осуществление лицензирования образовательной деятельности в таких филиалах во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, на территориях которых находятся соответствующие филиалы организации, осуществляющей образовательную деятельность, в части осуществления лицензионного контроля.

ГАРАНТ:

См. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

Часть 4 изменена с 1 июля 2020 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

Часть 4 изменена с 6 августа 2019 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также – лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:

1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.

ГАРАНТ:

См. Методические материалы о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, направленные письмом Рособрнадзора от 9 сентября 2014 г. N 11-201

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ часть 6 признана утратившей силу с 1 января 2021 г.

6. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.

7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.

8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 1 января 2021 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.

11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Читайте также:  Можно ли оформить автомобиль на несовершеннолетнего ребенка

12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ в пункт 3 части 12 статьи 91 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) наличие в соответствии с положением о лицензировании образовательной деятельности у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:

1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;

2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;

3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;

4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Информация об изменениях:

Часть 15 дополнена пунктом 5 с 1 июля 2020 г. – Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в часть 16 статьи 91 настоящего Федерального закона внесены изменения

16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Комментарий

1. Согласно действующему гражданскому законодательству, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Следовательно, права, связанные с такой деятельностью, возникают только с момента получения лицензии, а сделки, заключенные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, являются недействительными (ст. ст. 167, 173 ГК РФ).

Действие лицензии как документа, дающего разрешение на осуществление отдельных видов деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, ограничено определенным сроком. Пунктом 1 комментируемой статьи установлен минимальный срок, на который может быть выдана лицензия, – это пять лет. Минимальный срок действия лицензии является единственным из временных параметров, который специально оговорен в комментируемой статье, срок действия лицензии при его пролонгации предусматривается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В основном положения о лицензировании конкретных видов деятельности предусматривают пятилетний срок действия лицензии. Однако в Положении о лицензировании космической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 403, прямо указано, что лицензия может быть предоставлена на срок более чем 5 лет головной организации-разработчику (производителю), если государственным контрактом предусмотрен более длительный, чем 5 лет, срок выполнения работ по целевым программам (п. 8).

Пятилетний срок, по сравнению с ранее действовавшим законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, увеличен (ранее лицензия выдавалась на срок не менее трех лет). Как представляется, данное решение законодателя целесообразно и обусловлено необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, что отвечает реальным потребностям современного бизнеса.

Действие лицензии исчисляется со дня ее выдачи лицензирующим органом, а в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом. В срок действия лицензии засчитывается время фактического бездействия лицензиата – при переоформлении лицензии, а также в случае приостановления действия лицензии. Истечение срока действия лицензии или ее аннулирование означают прекращение правомочий лицензиата.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока действия лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Для этого лицензиату – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

В заявлении указываются:

– организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные индивидуального предпринимателя;

– сокращенное наименование, фирменное наименование, место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя (с указанием почтового индекса);

– адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (с указанием оснований использования помещений и оснований изменения адресов мест осуществления деятельности);

– виды обособленных объектов с указанием видов осуществляемых работ на объекте;

– почтовый адрес лицензиата (с указанием почтового индекса);

– данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр (кем выдан, дата, серия и N бланка);

– наименование, код подразделения, адрес налоговой инспекции (с указанием почтового индекса);

– данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

– данные документа, подтверждающего внесение изменений в сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре;

– решение учредителя (иного уполномоченного органа юридического лица) (когда оформлено, утверждено, N решения), контактный телефон, факс, адрес электронной почты, подпись и дата.

Читайте также:  Проверка тонировки вне поста

Кроме того, к заявлению прилагается копия платежного поручения с оригинальной отметкой банка о принятии к исполнению платежа за рассмотрение заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 04.08.2005 N 02И-395/05).

В ст. 11 комментируемого Закона законодатель указал, что заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное. Конкретно о случаях продления срока действия лицензии в статье указаний нет. Но исходя из ее положений можно сделать вывод, что лицензиат должен подать заявление о переоформлении не позднее пятнадцати дней со дня наступления того или иного события, в конкретном случае – истечения срока действия лицензии. При этом переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления, то есть лицензиату будет необходимо 25 дней на то, чтобы получить новую лицензию, но не следует забывать, что срок действия прежней лицензии уже истек. В связи с чем представляется, что положения ст. 11 комментируемого Закона не совсем корректны по отношению к случаям продления срока действия лицензии и требуют уточнения, а лицензиат, учитывая положения ныне действующего законодательства о лицензировании, дабы избежать неприятностей, должен заблаговременно позаботиться о продлении срока действия лицензии.

Важной новеллой ныне действующего Закона о лицензировании является то, что в комментируемой статье не предусматривается возможность лицензирующего органа отказать в продлении лицензии. Единственным основанием для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть только представление лицензиатом неполных или недостоверных сведений (ст. 11 комментируемого Закона). По ранее действующему законодательству лицензирующий орган был вправе отказать в пролонгации срока действия лицензии по заявлению лицензиата в случаях, если продление срока действия лицензии сопряжено с дополнительными лицензионными требованиями и если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Таким образом, налицо прогресс закона: убран один из административных барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности. Указанные положения подтверждаются и судебной практикой. Так, ФАС Уральского округа от 29.11.2007 N Ф09-9907/07-С1 по делу N А07-5979/07 постановил, что, удовлетворяя требования о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, суды правомерно исходили из того, что пропуск предпринимателем срока на подачу заявления о продлении срока действия имевшейся лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении данного заявления.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает также и бессрочное действие лицензии, которое устанавливается конкретными положениями о лицензировании. Из всех ныне действующих положений о лицензировании о бессрочном действии лицензии говорится только в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2006 N 432 “О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках”, а также в Постановлении Правительства РФ “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности”, где сказано: “лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

Новый закон о лицензировании

Российское законодательство не стоит на месте: принят новый Федеральный закон (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ)), который заменит действующий закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее — Закон № 128-ФЗ)). Большинство положений Закона № 99-ФЗ вступит в силу 3 ноября 2011 года.

Среди главных изменений — сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (со 105 до 49 видов), объединение нескольких видов деятельности, для которых раньше требовалось получение отдельных лицензий, в один, а также неограниченный срок действия новых лицензий. Кроме того, полномочия лицензирующих органов заметно «урезали» и более детально прописали права и обязанности их должностных лиц (ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона № 99-ФЗ).

Сроки действия лицензий

Сама процедура получения лицензии по сравнению с Законом № 128-ФЗ практически не изменилась. Основания для отказа в выдаче лицензии тоже остались прежними. Но зато правила взаимодействия компаний и органов, выдающих лицензии, теперь изложены более детально, что, скорее всего, позволит снизить количество споров между ними. Также сведения о конкретной лицензии теперь будут предоставляться всем желающим бесплатно (по Закону № 128-ФЗ плата составляла 100 руб.) (ч. 8 ст. 21 Закона № 99-ФЗ).

Но, пожалуй, самым важным для бухгалтеров изменением в порядке лицензирования является изменение срока действия лицензий. В отличие от старого закона, который предусматривал выдачу лицензий на 5 лет, в соответствии с Законом № 99-ФЗ полученные лицензии будут действовать бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ).

«Старые» лицензии на виды деятельности, по которым лицензирование будет отменено, прекращают действовать с даты вступления в силу нового закона. В большинстве случаев этим днем будет являться 3 ноября 2011 года. Но есть и исключения (например, деятельность по тушению пожаров, производству и обслуживанию медтехники и др.), для которых установлены другие сроки (ч. 5—7 ст. 22, ч. 4 ст. 24 Закона № 99-ФЗ).

Если же наименование вида деятельности изменилось, а также если в «старой» лицензии не указан перечень работ или услуг, которые выполняются в составе конкретного вида деятельности, то эти лицензии по истечении срока действия нужно переоформить. После этого они становятся бессрочными (ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Что касается остальных лицензий, которые компания получила до вступления в силу Закона № 99-ФЗ, то они действуют бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание: все эти изменения не распространяются на «особые» лицензии, в отношении которых действует отдельный порядок регулирования. Например, лицензии на производство и оборот этилового спирта, страховую, клиринговую, банковскую деятельность и др. (ч. 2, 3 ст. 1, ч. 2 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Отражаем расходы в учете

В связи с нововведениями у бухгалтера может возникнуть ряд вопросов. Например, как теперь списывать стоимость бессрочной лицензии, что делать с «недосписанной» стоимостью лицензии на те виды деятельности, по которым лицензирование отменено?

Раньше в бухгалтерском учете затраты на приобретение лицензии учитывались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывались в состав расходов по обычным видам деятельности в течение срока ее действия. Соответственно, если лицензия уже не нужна, ее «остаточную» стоимость, которая числится на счете 97, можно полностью списать в состав прочих расходов текущего периода (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В налоговом учете эти расходы списываются в аналогичном порядке: на дату прекращения действия лицензии ее стоимость единовременно включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89).

Организация занималась изготовлением протезно-ортопедических изделий по заказам граждан. В соответствии с Законом № 99-ФЗ лицензирование этой деятельности отменено. В бухгалтерском и налоговом учете осталась «недосписанная» стоимость лицензии — 1000 руб.

На дату вступления в силу закона (03.11.2011) бухгалтер сделает проводку:

Читайте также:  Как проверить оплату транспортного налога физического лица

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 97

– 1000 руб. – списана оставшаяся стоимость лицензии.

В налоговом учете на эту же дату организация единовременно отнесет стоимость «недосписанной» лицензии в состав прочих расходов.

Этот же порядок учета применяется и в отношении переоформленных лицензий, а также лицензий, которые получены «по-старому», но после вступления в силу Закона № 99-ФЗ станут бессрочными.

Что касается новых лицензий, которые теперь будут выдаваться на неограниченный срок, то их учитывать станет проще.

Ведь отражать стоимость лицензий на счете 97 как расходы будущих периодов не имеет смысла. Во-первых, у лицензии теперь нет срока действия, в течение которого ее можно было бы списывать в состав расходов по обычным видам деятельности. Во-вторых, в бухгалтерском учете с этого года (п. 65 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010 № 186н)) затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, учитываются так же, как и активы этого вида (подробнее об этом см. в «Актуальной бухгалтерии» № 4, 2011 на с. 14). А в нормативных актах по бухгалтерскому учету не указано, что расходы на лицензирование следует отражать как расходы будущих периодов.

То есть стоимость лицензии, которая будет действовать бессрочно, теперь можно учесть в составе расходов текущего периода единовременно в месяце их возникновения. Причем это касается не только бухгалтерского, но и налогового учета.

В соответствии с Законом № 99-ФЗ производственная организация получила лицензию на фармацевтическую деятельность.

Стоимость лицензии (допустим, 15 000 руб.) в бухгалтерском учете она полностью спишет в состав расходов по обычном видам деятельности в месяце их возникновения:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76

– 15 000 руб. – стоимость лицензии отражена в составе расходов.

На эту же дату расходы на приобретение лицензии в полном объеме отражаются и в налоговом учете как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Проверки станут разнообразнее

Изменения коснулись и порядка проведения лицензионного контроля, который в новом законе изложен более подробно (ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Причем этот порядок действует уже с 1 июля 2011 года.

Проводить проверки лицензиатов и соискателей лицензии будет, как и прежде, лицензирующий орган. Но сам порядок их проведения теперь стал более унифицированным.

В Законе № 99-ФЗ предусмотрено проведение документарных, внеплановых выездных, а также плановых проверок (только в отношении лицензиата).

Плановые проверки будут проводиться в соответствии с ежегодным планом, разработанным лицензирующим органом. Компания-лицензиат может попасть в него, если:

– прошел один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или ее переоформления;

– прошло три года со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

– истек срок, который установлен Правительством РФ, со дня окончания последней плановой проверки лицензиата (для деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере).

Что касается внеплановых выездных проверок лицензиата, то они могут проводиться по следующим основаниям:

– при прекращении срока, в течение которого нужно было исполнить ранее выданное лицензирующим органом предписание об устранении нарушения;

– при обращениях и заявлениях граждан, организаций, органов власти и т. д. о фактах грубых нарушений компанией лицензионных требований;

– при истечении срока, на который было приостановлено действие лицензии;

– по ходатайству самого лицензиата, если он досрочно исполнил предписание лицензирующего органа;

– при наличии приказа или распоряжения, изданного лицензирующим органом по поручению Президента России или Правительства РФ.

Закрытый перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается отдельно для каждого вида деятельности.

Мнение:

Ирина Полозова, генеральный директор ПБК «Главный бухгалтер»

Фирма может выбрать порядок списания расходов

В соответствии с новым законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» все полученные лицензии будут действовать бессрочно. Но как определить период, в течение которого необходимо списать затраты на приобретение «новой» лицензии в бухгалтерском учете?

На основании пункта 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы должны обоснованно распределяться между отчетными периодами, если в результате доходы планируется получать в течение нескольких отчетных периодов или связь между доходами и расходами не может быть четко определена. Таким образом, организация должна самостоятельно определить порядок списания этих расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Что касается налогового учета, то здесь ситуация следующая.

Расходы на приобретение лицензий, как и раньше, признаются прочими расходами. Они уменьшают базу по налогу на прибыль с учетом положений пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса.

То есть расходы признаются в периоде их возникновения или фирма распределяет их самостоятельно (если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем).

В случае невозможности определения конкретного срока использования полученной лицензии период признания расходов на получение лицензии необходимо установить самостоятельно и утвердить в учетной политике. Но при этом должен соблюдаться принцип равномерности признания доходов и расходов.

Отдельный порядок учета будет у «недосписанных» расходов на лицензии, действие которых будет отменено после вступления в силу нового закона.

В связи с изменением условий, на основании которых расходы распределялись между отчетными (налоговыми) периодами, остаток суммы расходов на приобретение лицензии может быть отнесен организацией в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно (письма Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89, ФНС России от 21.01.2010 № 3-2-13/6@).

12. Лицензирование страховщиков

12. Лицензирование страховщиков

Страховщики имеют право осуществлять страхование только при наличии лицензий, полученных в установленном порядке.

Росстрахнадзор выдает лицензии на такие виды страховой деятельности, как осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». А лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, Росстрахнадзор производит в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251. (Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций подробно рассмотрены в лекции «Обязательное медицинское страхование».)

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» состоит в следующем. Лицензия может быть выдана без ограничения срока ее действия или на определенный срок (временная лицензия).

Временная лицензия может выдаваться на срок:

1) указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года;

2) от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Выдача лицензий осуществляется Росстрахнадзором на основании заявления и документов, поданных соискателем лицензии в Росстрахнадзор. Соискатель лицензии несет ответственность за достоверность информации, указанной в этих документах. Росстрахнадзор имеет право проверить полученную информацию, направив в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах ихкомпетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ.

При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в данной статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Затем в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых документов, Росстрахнадзор обязан принять решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии с обоснованием причин отказа.

Оцените статью
Добавить комментарий