Должен ли виновник ДТП выплачивать страховой компании?

Содержание статьи

В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » В каких случаях страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП?

Для некоторых водителей является полной неожиданностью, когда их страховая компания сообщает им о взыскании денег. Такие случаи бывают не слишком часто, так как СК может сделать это не всегда. Лучший выход из данной ситуации – не допустить таких процессов, как регресс и суброгация.

Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника ДТП

Для начала следует разобраться с такими понятиями, как «регресс» и «суброгация». Некоторым непосвященным гражданам может показаться, что они означают одно и то же. Но это далеко не так. Отличие этих двух процессов друг от друга серьезно сказывается на политике выплат компенсации.

Итак, суброгация означает право страховой компании взыскать затраты, понесенные на оплату страховки лицу, потерпевшему в аварии, с водителя, которого признали виновником данного ДТП.

Процедура регресса подразумевает под собой истребование страховой компанией средств, выделенных клиенту компании, являющемуся виновником ДТП. Данная процедура происходит в том случае, если данный клиент допустил нарушения условий договора.

Нарушениями условий договора считаются действия водителя, которые признаны незаконными и грозят ему гражданской ответственностью.

Такие действия страхователя перечислены в статье 14 Закона об ОСАГО:

  • Умышленное нанесение вреда жизни и здоровью граждан (например, сбил пешехода на переходе намеренно);
  • Водитель, находясь за рулем автомобиля в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, совершил ДТП. Факт наличия в крови водителя алкоголя, наркотиков или токсических веществ должен быть зафиксирован в документах;
  • Водитель-виновник аварии управлял автомобилем, не имея на это никакого права. То есть, у него отсутствовало водительское удостоверение или не было доверенности на управление данным транспортным средством;
  • Совершив аварию, водитель скрылся с места преступления;
  • Когда в договоре страхования, среди всех остальных лиц, имеющих право воспользоваться данным страховым полисом, фамилии водителя – виновника аварии, нет.

Наличие доверенности не является подтверждением того, что виновник аварии имеет право воспользоваться договором ОСАГО.

  • Когда авария произошла в период, который не предусмотрен страховым полисом. Что это означает? Обычно договор страхования заключается на один год. Но есть еще один период, который может быть от трех месяцев до года, в зависимости от того, сколько было заплачено за страховку. Если авария произошла вне данного периода, страховая компания может предъявить водителю требования о регрессе;
  • В том случае, когда срок действия талона технического обслуживания ТС, которое используется для перевозок, завершился. Данное условие не имеет отношения к другим транспортным средствам.

Существует ли возможность избежать регресса?

Избежать материальных потерь можно очень легко – соблюдать правила дорожного движения и условия договора страхования.

Садясь за руль автомобиля проверьте:

  • Не истек ли срок действия договор автострахования, если вы вносили оплату не за весь период (год);
  • Обратите внимание, есть ли ваше имя среди лиц, которые вписаны в ОСАГО. Позаботьтесь о том, чтобы ваши данные также были занесены в страховой полис;
  • Удостоверьтесь, что у вас есть действующая доверенность на управление данным транспортным средством;
  • Никогда не садитесь за руль в состоянии алкогольного или другого опьянения. Умейте отвечать за совершенные поступки, не покидайте место аварии.

Если вы будете соблюдать все перечисленные выше правила, вам не грозит никакой регресс.

Есть ли возможность у виновника аварии избежать суброгации?

  • Если вы попали в ДТП, во время его оформления инспекторами ГИБДД, поинтересуйтесь, есть ли у других участников аварии действующие договоры страхования. Дело в том, что сотрудники полиции могут и не вносить эту информацию в справку о ДТП, поэтому подобные сведения следует получить самому. Запишите себе реквизиты полисов, а также названия страховых компаний;
  • Если ситуация, вследствие которой произошло ДТП, неоднозначная, не торопитесь признавать свою вину. Иногда в ситуации, когда повреждение машины незначительно, водитель признает себя виновным в аварии, тем самым, возможно, принимая на себя вину другого участника дорожно-транспортного происшествия;
  • Если вы четко понимаете, что виновными в аварии являются оба участника, добивайтесь от инспектора ГИБДД составления протокола на обоих водителей. Если к вашей просьбе не прислушаются – обжалуйте незаконные действия во всех вышестоящих инстанциях;
  • Когда потерпевшая в аварии сторона имеет страховой полис КАСКО, примите участие в определении ущерба от аварии. В дальнейшем данный ущерб может повлечь процедуру суброгации. Сделать это можно направив заявление в страховую компанию, которая застраховала риск повреждения автомобиля по договору КАСКО. В заявлении укажите, что вы желаете присутствовать при экспертизе транспортного средства, поврежденного в ДТП. Ваше присутствие при осмотре состояния машины не позволит страховщикам подтасовать некоторые выгодные для них факты осмотра;
  • Обязательно сообщите об аварии в свою страховую компанию. Ваш страховщик также выступает субъектом ответственности по требованиям о выплате ущерба в порядке суброгации;
  • Насколько бы грамотными вы ни были в вопросах страхования и выплат материальной компенсации при ДТП, лучше всего будет обратиться за помощью к специалистам.

Особенно важно, если юристы занимаются именно решением спорных вопросов, связанных с договорами автострахования. Страховые компании, как правило, имеют в своем штате квалифицированных юристов, которые с легкостью добьются в процессе судебного разбирательства удовлетворения требований своей страховой компании.

Как написать досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО?

Что делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, читайте тут.

Как действовать виновнику аварии, если он не имеет материальной возможности вернуть средства страховщикам?

В данной ситуации суд выносит решение, в соответствии с которым у виновника аварии будет удерживаться определенная сумма из его месячного дохода.

Удерживать из зарплаты виновника аварии могут не более 50 %.

В том случае, если данное лицо уже выплачивает какие-то суммы на алименты или еще какие-то долги, то сумма выплат страховой компании должна быть учтена с учетом данного обстоятельства. То есть, в общем, у человека не могут вычитывать более 50 % от общего месячного дохода.

Суброгация и регрессия

Не имеет значения, какую страховку имеет виновник аварии, КАСКО или ОСАГО. И в том и в другом случае, с него могут взыскать необходимые средства. Только основания для этого будут разными.

  • Страховой полис КАСКО. Если водитель заключил договор страхования КАСКО, страховая компания имеет право взыскать с него средства, которые были уплачены пострадавшей стороне. Взысканию подлежит только та сумма, которая была выплачена пострадавшему по факту. В том случае, если возмещение ущерба производилось по ОСАГО, то возмещение средств, при наличии у вашего оппонента договора КАСКО, производиться не может;
  • Страховой полис ОСАГО. Автовладельцы, заключившие договор по ОСАГО не застрахованы от того, что компания может обязать их выплатить ущерб потерпевшему из собственных средств. Таким образом, страховщики реализуют свое право на регресс. Просто так такая процедура регресса не проводится. Она возможна только в том случае, если со стороны виновника аварии были нарушения условий договора страхования;
  • Например, если речь идет об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или вождение без прав.

Если страховая компания выдвинула вам подобные требования, оставлять без внимания данную ситуацию нельзя. Дело в том, что так вы можете только навредить сами себе.

Прежде всего, следует разобраться, насколько правомочными являются требования страховщиков. Страховые компании могут воспользоваться своим правом регресса или суброгации только в том случае, если для этого есть веские основания.

Когда вы уверенны, что страховщики злоупотребляют своим положением – отстаивайте свои права в суде. В этом деле стоит заручиться помощью квалифицированных юристов. Дело в том, что в вопросах, касающихся выяснения отношений со страховыми компаниями довольно много нюансов, которые известны только профессионалам.

Какой размер иска, предъявляемого виновнику аварии страховщиками?

В большинстве случаев иск приравнивается к сумме выплат по КАСКО за вычетом предельного лимита по ОСАГО. Но учтите, что выплата по КАСКО осуществляется на основании условий договора, а не в соответствии с ГК РФ. В остальных случаях порядок возмещения вреда регламентируется именно ГК.

Часто выплаты по КАСКО осуществляются без учета износа деталей автомобиля, на основании цен конкретных СТО (указываются в договоре страхования). Кроме этого, к выплатам могут добавляться услуги эвакуатора, экспертиза, вызов аварийного комиссара, прочее.

В соответствии с ГК РФ лицо, виновное в ДТП, должно возместить потерпевшему вред, в том размере, который необходим для полного восстановления транспортного средства с учетом износа деталей автомобиля.

Что делать при получении иска от страховой компании

Вы получили иск от вашей страховой компании – не переживайте, не начинайте надумывать себе различные варианты решения проблемы. Сразу же обращайтесь к адвокату.

В большинстве случаев регресс или суброгация осуществляются страховщиками через некоторое время, а не сразу же после аварии. Это можно назвать специальным тактическим ходом, который не позволяет клиенту собраться с мыслями от неожиданного известия.

Если вы получили подобное извещение, не паникуйте, а постарайтесь внимательно изучить документы, которые были присланы вам страховой компанией вместе с иском.

Обязательно сравните их с теми бумагами, которые должны были остаться у вас после ДТП. Скорее всего, в них обязательно найдутся какие-либо различия.

Если вам повезло, и нечестный маневр страховщиков разгадан, подавайте через своего адвоката апелляционной иск в арбитражный суд по ДТП со страховой компанией.

Если факт различия сведений в документах подтвердиться, результат предпринятых вами действий будет положительным. В крайнем случае, вы сможете добиться снижения суммы компенсации.

Как страховые компании пытаются обмануть своих клиентов?

Материальное благополучие страховщиков зависит от того, насколько честно они будут вести себя со своими клиентами. В делах о регрессе и суброгации компании стараются сделать все возможное, чтобы получить максимальную прибыль.

Иногда они идут даже в разрез с моралью, подделывая документы, необоснованно завышая суммы компенсации, запугивая своих клиентов тем, что им кроме выплат придется оплачивать судебные издержки.

Чтобы не попасться в расставленные страховщиками сети, следует правильно вести себя при наступлении страхового случая, и обязательно консультироваться в таких вопросах с адвокатом.

Читайте также:  Какие действия после ДТП со страховой

Так, если вы попали в ДТП, будьте в курсе всех событий и расследований, которые проводятся, присутствуйте на экспертизе, а еще лучше, возьмите с собой на процедуру осмотра автомобиля своего эксперта.

Что говорит по данному вопросу судебная практика?

Сумму компенсации, которую требует страховая компания, можно уменьшить, хотя, как показывает судебная практика, сделать это будет не очень легко.

Полис КАСКО имеет одну особенность, которая позволяет выплачивать пострадавшим сумму, большую, чем того требует ситуация. Дело в том, что в соответствии с данной страховкой, возмещается полный ущерб без учета износа запчастей автомобиля, поврежденного при ДТП.

Например, если в результате аварии в машине пострадавшего была разбита фара, виновнику придется заплатить за абсолютно новую фару, хотя на момент аварии она была уже довольно изношена.

Если говорить о страховании по ОСАГО, то там картина совсем другая. Часто в суде возникают спорные моменты именно по этому поводу.

В данном случае все зависит от того, насколько высок профессиональный уровень вашего адвоката. Если он действительно хороший специалист, то, скорее всего, его действия помогут вам снизить сумму компенсации. В судебной практике таки ситуации встречаются довольно часто.

Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?

  1. В законе 2020 года, действительно, предусмотрена обязанность виновника возмещать ущерб от ДТП даже в случае, когда его ответственность застрахована по ОСАГО.
  2. Требовать деньги с виновного водителя может как потерпевший, так и страховая компания.
  3. Можно спорить с требованием в суде, но иногда это не выгодно.
  4. Если вам предъявлено требование в рамках ОСАГО, хорошенько обдумайте свои дальнейшие действия, по возможности обратитесь за консультацией к специалистам в этой области.

Не так давно вопросом о возмещении ущерба за ДТП задавались лишь те водители, которые вовремя не сделали полис ОСАГО или кто разбил чью-то очень дорогую машину. Однако, всё изменилось после того, как по данному вопросу высказался Конституционный суд. Теперь с подобным требованием доплаты может столкнуться почти каждый водитель, попавший по своей вине в ДТП. В данной статье мы разберем законно ли такое требование, а также какие действия предпринять чтобы минимизировать долг.

Требуют доплатить – это законно?

Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.

Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:

  1. страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
  2. страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
  3. ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
  4. страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
  5. полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.

Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.

Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО

В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.

Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.

Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать. придётся платить.

Случай №2: Лимит выплаты

Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.

В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2020 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.

Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с “ушлыми” ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.

Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили

Именно данная ситуация приобретает в настоящее время массовый характер. Водители, виновники в ДТП, с недоумением реагируют на требование доплаты, ведь все уверены, что в случае, когда ущерб менее 400 000 рублей, за всё платит страховая. Но как оказалось, безоблачно всё только на словах и в экранах телевизора, на деле же ОСАГО страхует вашу ответственность частично. С этим можно не соглашаться, но точку в вопросе поставил Конституционный суд в своём Постановлении 6-П от 10 марта 2017 года.

Конечно, он не указал на то, что любой потерпевший сможет требовать деньги с виновника, но указал ситуации, в которых такое требование будет законно и обосновано.

Более подробно мы обсудим данный вопрос немного ниже.

Случай №4: Банкротство страховой

Обанкротившийся страховщик – еще не повод платить потерпевшему за ДТП. Данная ситуация полностью регулируется законом, и подобное требование может заявить только тот, кто закон этот самый не читал.

Потерпевший должен сам обращаться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) за компенсационной выплатой. Но, получив такую выплату, он сможет наравне с собственниками авто из ситуации №3 требовать доплатить, сумма уже будет не такая большая, но всё же, такое право у них есть.

Случай 5: Виновник без страховки

Здесь всё просто! Пожалев некоторую сумму денег на полис ОСАГО, виновник будет вынужден не просто доплатить, а весь ущерб целиком заплатить из своего кармана. А те, кто делают псевдоОСАГО, лишь бы было что предъявить гаишникам, и деньги тратят, и от ответственности не застрахованы.

Если требует страховая по ОСАГО?

Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса. Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад. Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2020 год.

Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.

Если страховщик требует доплату по КАСКО?

Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.

В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.

Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.

Что делать в первую очередь?

Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.

Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.

Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.

Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.

Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.

Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.

Если потерпевшему выплатили слишком мало

Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.

И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.

Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.

Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.

Выплата с учетом износа

По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.

Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.

Независимая экспертиза насчитала больше

После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.

Страховщик не выплатил

Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.

Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2020 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.

Если был ремонт

В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.

Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.

Читайте также:  Какое наказание предусмотрено за езду без страховки

Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?

Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз. Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.

Для примера, рассмотрим такой случай.

  • Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
  • При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
  • Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.

Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.

Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.

Поможет ли адвокат в суде?

В суде ваши интересы может представлять не только адвокат, но и любой другой человек с юридическим образованием или даже без него. Важно искать человека, который разбирается в данном вопросе и, можно сказать, специализируется на судах со страховыми компаниями именно по ОСАГО.

Вероятность того, что такой человек поможет, больше. Но если требования потерпевшего или страховщика в доплате с виновника ДТП будут полностью основаны на законе, и размер требований не будет завышен, то представитель может и не помочь, разве что, потянуть время, чтобы отсрочить взыскание требуемых сумм.

В каких случаях страховая может заставить виновника ДТП оплачивать его?

Мы уже касались случаев, когда виновник ДТП может быть призван к ответу, получив обязательство оплатить часть или полный объем ущерба, причиненного им в ДТП. В частности, мы рассматривали случаи, когда сумма выплат по ОСАГО может не совпадать с реальной компенсацией потерпевшим, а также когда автомобилем управляет водитель, не вписанный в полис ОСАГО. И последнее относится как раз к той категории нарушений, которые интересуют нас сегодня: это случаи, когда страховая компания вправе получить от виновника ДТП полную компенсацию выплат, осуществленных ей по договору ОСАГО. Ведь на самом деле, таких условий немало, и все они гарантируют, что закон окажется на стороне страховщика. Давайте рассмотрим их все.

П раво страховщика требовать компенсации выплаченного им ущерба регламентируется Федеральным законом № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а конкретно – соответствующей статьей 14, которая фиксирует «право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред». Теперь давайте рассмотрим эту статью по пунктам и выясним все случаи, когда виновника ДТП могут заставить компенсировать затраты страховой компании.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 14 указывает, что «к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего». Иными словами, если при изучении обстоятельств ДТП будет установлено, что виновник ДТП с пострадавшими или погибшими действовал умышленно, страховая вправе через суд в полном объеме взыскать с него все компенсационные выплаты, которые она осуществила.

Подпункт «б» устанавливает право страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)». То есть, пьяные виновники ДТП будут платить за все сами – во-первых, страховая истребует с них все выплаченные потерпевшим деньги, а во-вторых, потерпевшие вправе потребовать от них дополнительной компенсации ущерба, который не был покрыт максимальной страховой выплатой.

К сожалению, на данный момент у пьяных водителей еще есть лазейка: к пьяным не причисляют тех, кто отказался от освидетельствования или специально употребил алкоголь после совершения ДТП. Однако с 29 октября 2019 года вступят в силу поправки, которые устранят эту недоработку: в подпункт «б» будут включены случаи, когда «указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен».

Подпункт «в» гласит, что страховщик может требовать компенсации от виновника ДТП, если он «не имел права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред». Формулировка довольно широкая: в нее входят как водители, лишенные прав, так и те, кто, к примеру, управлял автомобилем категории, не открытой в действующих правах.

В подпункте «г» указана возможность регрессного требования к виновнику аварии, если он скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, для этого потребуется установить личность виновника, чем и пользуются некоторые малодушные личности, стремящиеся избежать заслуженного наказания. Тем не менее, если виновник ДТП будет найден, на него ляжет полная финансовая ответственность за содеянное.

Об этом варианте мы упоминали в отдельном материале: подпункт «д» устанавливает право страховщика на компенсацию его расходов, если автомобиль виновника был застрахован, но сам виновник не был вписан в действующий страховой полис. Разумеется, речь идет только так называемых «закрытых» или «ограниченных» полисах ОСАГО – если он был заключен в отношении неограниченного круга лиц, страховая компания обязана компенсировать ущерб самостоятельно.

Статья 11 закона об ОСАГО устанавливает обязанности водителей при ДТП: в частности, виновник обязан в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию об аварии и не приступать к ремонту или утилизации пострадавшего автомобиля в течение 15 дней после нее, поскольку страховщик в этот период вправе потребовать проведения его осмотра или технической экспертизы. Подпункт «з» статьи 14 устанавливает возможность регрессного иска от страховой в виновному лицу, если «до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы». Проще говоря, если виновник ДТП начнет ремонт или утилизацию машины, на которой он попал в аварию, до истечения срока в 15 рабочих дней, страховая может потребовать от него компенсации своих выплат потерпевшим.

Еще один подпункт под буквой «к» устанавливает ответственность виновника ДТП, даже если он был вписан в действующий полис ОСАГО, но при покупке этого полиса онлайн были указаны недостоверные данные, чтобы уменьшить его цену. Как известно на итоговую стоимость полиса влияют разные коэффициенты – территориальный, возрастной и так далее, и если какой-то из них оказался неверным, что сделало полис дешевле, то такая небольшая «экономия» может обернуться куда боле серьезными затратами при ДТП.

Помимо рассмотренных выше случаев пункт 1 статьи 14 содержит еще два подпункта, которые не актуальны для владельцев легковых автомобилей. Так, подпункт «и» устанавливает возможность регрессного требования страховой к виновнику ДТП, если им стал водитель легкового такси, автобуса, грузового автомобиля, оборудованного для пассажироперевозок, или автомобиля для перевозок опасных грузов, если на указанное транспортное средство нет действующей диагностической карты. Владельцы указанных выше машин обязаны проходить техосмотр дважды в год, а актуальная диагностическая карта – обязательное условие для осуществления страховых выплат.

Второй подпункт, который мы упомянем здесь, еще не вступил в силу: абзац под буквой «л» станет актуален с 29 октября 2019 года. Он указывает, что страховая имеет право на регрессное требование к лицу, ставшему виновником ДТП, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям». Обратить внимание стоит на самый конец формулировки: прицепы к легковым автомобилям не входят в число поводов для судебного разбирательства – здесь речь идет о грузовых машинах и прицепах к ним, которые должны фигурировать в полисе ОСАГО.

Суброгация по КАСКО: за все платит виновник

Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба. Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»

«Письмо счастья» или неожиданный поворот

Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы. Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован. Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .

Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.

Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО. После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО. Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

Что делать, если случилось неизбежное

С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию. Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании. Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:

Срок исковой давности

Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП. Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя. Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.

Читайте также:  Где сделать ОСАГО без дополнительных страховок

Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.

Досудебное разбирательство

При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно. Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована. Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу. Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.

Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.

Претензия должна быть правильно оформлена

Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:

  1. Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
  2. Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
  3. Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.

Другие моменты

  • Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
  • Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
  • Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.

Коварство страховщиков

По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба. Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика. Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:

  • Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
  • Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
  • Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
  • Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.

Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше. Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.

Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.

Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:

  • Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
  • Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
  • По возможности контролировать процесс составления калькуляции.

Не попадайтесь в ловушку

Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий. В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации. Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.

До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более. Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло. Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией.

Может ли получить страховку виновник ДТП

Чтобы понять, выплатят ли страховку по договору ОСАГО, необходимо разобраться в причинах, способствующих возникновению страхового случая, а также обратиться к нормативным актам, регулирующим подобные происшествия.

Прошлый год в России отметился снижением количества ДТП на 3,5% по сравнению с предыдущим. Но происшествия на дороге не перестают происходить и порой определить сторону инициатора и выплачивается ли страховка виновнику аварии довольно сложно.

Что говорит закон о ДТП

Основным правовым актом, регулирующим вопрос о возмещении ущерба и ответственности за него, является ФЗ-40 об ОСАГО, в котором подробно раскрыты положения описывающие, что такое авария, кто получает компенсационные выплаты и в каких случаях страховщик вправе отказать в возмещении.

С точки зрения пострадавшего, следует отметить три основных правила:

  • Максимальная сумма компенсации, присуждаемой после несчастного случая будет ограничена понесенными расходами. То есть, 100% выплат получить практически невозможно;
  • Если нарушены правила страхования (алкогольное опьянение, просроченный полис, отсутствие водительского удостоверения и т. д.), то страховку в ДТП использовать бессмысленно;
  • Виновный не получит выплат, так как в соответствии с Федеральным законом возмещение полагается только потерпевшему.

Кому и за что полагаются выплаты по ОСАГО

Средняя премия за ОСАГО в прошлом 2019 году снизилась на 5%, из-за чего автовладельцы чаще стали обращаться к страховщикам за защитой гражданской ответственности.

Покупая страховой сертификат, владелец ТС, ставший инициатором дорожного происшествия, освобождается от выплаты потерпевшим, а заплатить за причиненный ущерб должна страховая компания виновника.

Все имущественные потери, которые понес водитель в результате несчастного случая (например, поврежденный автомобиль, медицинские расходы, поврежденный груз, потерянный доход) будут компенсированы претензией о возмещении ущерба.

По закону ФЗ N40 выплата компенсации за понесенный вред требуется со страховой организации, а не с ее инициатора, но только при соблюдении правил страхования.

Страховой полис защищает гражданскую ответственность виновной стороны, позволяя водителю освободиться от выплат. Сам инициатор дорожного происшествия компенсационных выплат не получит, а если нанесенный урон превысил лимиты выплат, то придется еще и доплачивать со своего кармана.

Потерпевшая сторона сможет возместить полученный вред, благодаря выплатам со стороны страховой компании, размер компенсаций которой не может превышать:

  • 500 тысяч рублей при физическом уроне (пострадало здоровье или жизнь);
  • 400 тысяч рублей при материальном уроне (пострадало имущество).

Если выплаченных денег будет недостаточно, то по ОСАГО инициатор доплачивает потерпевшему из собственных средств. При этом восстановительный ремонт ТС ему придется делать самостоятельно.

При ДТП по Каско, виновнику может быть положена выплата, но только при наличии такого пункта в договоре страхования. В случае обязательной защиты автовладельцев, инициатору происшествия на дороге выплаты не положены, но бывают исключения.

Выплачивают ли страховку виновнику ДТП по ОСАГО

В 90% случаев лицо, непреднамеренно ставшее инициатором дорожного происшествия вынуждено самостоятельно покрывать расходы, которые возникают после. Наличие полиса ОСАГО освобождает от выплат потерпевшим, но только в установленных лимитах.

Но интересно положены ли выплаты виновнику в оставшихся 10% случаев. По правилам автомобильного страхования, получить компенсационную выплату вправе только пострадавший, но порой происходят ситуации, когда инициатор ДТП мог стать одновременно и потерпевшим.

Так, страховку выплачивают виновному лицу если:

  • Водитель решением суда или сотрудником ГИБДД был признан потерпевшим в результате действия других обстоятельств (дорожные работы, погодные условия, действия третьих лиц);
  • На месте происшествия была установлена вина обоих водителей;
  • При нарушении правил ПДД не ставших причиной ДТП.

При обоюдной вине

Обязательная страховка покрывает ущерб, который был получен в результате дорожного происшествия и возмещение получает пострадавший. Ситуации, когда компенсация положена обоим участникам довольно редки.

Так, виновнику ДТП по ОСАГО выплачивают страховое возмещение, если он был признан потерпевшим. Также может произойти, если во время столкновения с другим автомобилем его водитель тоже нарушил правила.

Для примера представим ситуацию владелец автомобиля «А» двигался по второстепенной дороге и не уступил владельцу автомобиля «Б». При этом водитель второго ТС двигался по главной дороге, но превысил скорость. В этом случае виновны оба и суд определяет равнозначную ответственность обеих сторон.

В таких ситуациях страховые компании могут выплатить по 50% каждому или вовсе отказать в компенсации, так как признана виновность водителей. В случае отказа в возмещении владельца автомобилей будут вынуждены обратиться в суд.

Если виновные в аварии являются потерпевшими

Рассмотреть подобную ситуацию можно на примере все той же обоюдной вины, когда во время происшествия по ОСАГО признаются два инициатора. Если в первом случае ответственность распределилась поровну, каждый виноват в ДТП 50 на 50%, то если водитель движущийся по главной дороге («Б») обратиться в суд за установлением вины, то он может стать потерпевшим.

В таком случае, получить страховку пострадавший сможет в двух вариантах:

  1. Полностью. Если будет доказана невиновность;
  2. Частично. Если вина водителя «А» будет установлена в большей мере, то он получит 20%, а потерпевший водитель «Б» – 80%.

Как выплачивается страховка при ДТП виновнику аварии

Если владелец автомобиля полностью виновен в ДТП, то он не сможет получить компенсацию со стороны страховой компании. Получение страховой выплаты по полису обязательного автострахования возможно только при отсутствии вины.

Компенсационные выплаты виновнику аварии на восстановительный ремонт будут положены только в том случае, если он приобрел полис добровольного автострахования Каско и в договоре указано, что компенсация будет выплачена даже при установленной вине.

Когда виновник аварии не получит компенсацию

Во всех страховых случаях согласно ФЗ-40 «Об ОСАГО» полис страхования защищает гражданскую ответственность водителей перед третьими лицами. При этом, страховая компания обеспечивает ремонт пострадавшей стороне, а также возмещает ущерб при ДТП физического характера.

Доказанная через суд или сотрудником ГИБДД в 2020 году виновность в совершении дорожного происшествия автоматически по закону лишает владельца ТС права на получение компенсационных выплат.

Если во время столкновения виновник не застрахован, то пострадавшие получат компенсацию через суд или РСА. Если водитель пьян, но имеет страховой сертификат «автогражданки», то страховщик может выплатить компенсацию, но затем он применит регрессные требования к своему подзащитному.

Оцените статью
Добавить комментарий